17:26
КР 2000 1 - 1 (Ан-72)

Ан-72 Прототип 1 / Ан-72 Прототип 2 / Ан-72 Прототип 3 / Ан-72 Прототип 4 / Ан-72 Прототип 5 / Ан-72 Предсерийный / Ан-72 / Ан-72 Салон / Ан-72П / Ан-71 / Ан-74 Опытный / Ан-74 / Ан-74.200 / Ан-74Т / Ан-74Т.100 / Ан-74Т.200 / Ан-74ТК / Ан-74ТК.100 / Ан-74ТК.200 / Ан-74ТК.300 / Ан-174

В начале 1970-х началась разработка военно-транспортного самолета Ан-72, предназначенного для замены турбовинтового Ан-26. Следует отметить, что в то время в печати широко обсуждались вопросы создания транспортных самолетов укороченного взлета и посадки. Подобное требование предъявили и к будущему Ан-72.
Создание таких машин связано со значительным увеличением коэффициента подъемной силы крыла. Но традиционными средствами механизации крыла подобного эффекта добиться нельзя. Однако, если закрылки обдувать выхлопными струями ТРД, то можно получить значительный прирост так необходимой подъемной силы.
Из всего многообразия компоновок следовало выбрать одну, обеспечивавшую не только необходимые взлетно-посадочные характеристики, но и остальные требования заказчика, а они были не простые. Внешне самолет очень напоминает американский Boeing YC-14. В связи с чем О. К. Антонов писал: "Эта схема принята нами не из-за подражания очень интересному самолету Boeing YC-14, а ради защиты двигателей от попадания в них посторонних частиц, могущих повредить лопатки компрессора, в том числе при полетах в суровую сибирскую зиму.
Короткие взлеты и посадки и забота о защите двигателя - необходимость для самолета, который будет применяться на слабо подготовленных, иногда случайных аэродромах.".
Так это или нет, но выбор киевские самолетостроители сделали, и без влияния Boeing YC-14 здесь не обошлось, тем более, что кроме схожести схемы, можно обнаружить и подобные технические решения. В то же время следует отметить, что это внешняя сторона машины, внутри которой спрятан труд сотен самолетостроителей, создававших ее с нуля.
Высокомеханизированное крыло имеет предкрылки, интерцепторы, двухщелевые центропланные и трехщелевые консольные закрылки. Причем внутренние секции закрылков могут обдуваться газовыми струями от двигателей с использованием эффекта Коанда. И еще одно довольно редкое в авиации техническое решение - предкрылок на стабилизаторе, предназначенный для безотрывного обтекания горизонтального оперения на режимах короткого взлета и посадки.
Выполнение требований сокращения длины разбега и пробега неизбежно связано с увеличением крутизны траектории взлета и глиссады планирования при заходе на посадку. А это в свою очередь наложило отпечаток на компоновку кабины экипажа и, прежде всего, при выборе углов обзора с рабочих мест летчиков.
ОКБ Антонова выполнило требования заказчика. Но как показал последующий опыт эксплуатации Ан-72, да и Ан-74, их способность взлетать и садиться на небольшие, порой неподготовленные площадки так и не была востребована. Как известно, угол глиссады планирования на всех аэродромах неизменный - 3 град. 40 мин. и жестко связан с радиотехнической системой посадки, а это значит, что антоновские СКВП взлетают и садятся как обычные самолеты. И не дай бог если командир нарушит существующие инструкции и наставления.
Силовая установка включает два турбовентиляторных двигателя Д-36 серии 1А со степенью двухконтурности 5,6, созданных под руководством В. А. Лотарева. Двигатели развивают взлетную тягу 6500 кгс при удельном расходе топлива на взлетном режиме 0,34 кг/кгс ч. На силовых установках имеется устройство реверса тяги по типу самолета Boeing YC-14, перекрывающее выхлопную струю и отбрасывающее ее вперед и вверх.
Грузовая кабина длиной 10,5 м, шириной (по полу) 2,15 м и высотой 2,2 м, позволяет загружать через хвостовой люк с рампой, сдвигающейся под фюзеляж или опускающейся на землю, как крупногабаритные грузы, так и самоходную технику. Кабина экипажа и грузовая - герметичны, что дает возможность перевозить до 68 (первоначально до 32-х) человек на откидных и центральных съемных сиденьях.
Шасси с независимой подвеской всех четырех основных опор позволяет эксплуатировать самолет как с бетонированных, так и грунтовых ВПП.
Вертикальное оперение отличается не только большой площадью, но и двухзвенным рулем поворота, обеспечивающим требуемые запасы путевой устойчивости и управляемости на малых скоростях.
Конструкция машины цельнометаллическая с широким использованием композиционных материалов. Первоначально их вес не превышал 980 кг, но впоследствии доля этих материалов возросла, что облегчило планер.
31 августа 1977-го Ан-72, пилотируемый летчиком-испытателем ОКБ Антонова В. И. Терским, впервые поднялся в воздух. Для заводских и государственных испытаний построили пять опытных машин, отличавшихся коротким крылом и парой хвостовых подфюзеляжных гребней, наподобие тех, что стояли на Ан-10А.
Это было не совсем удачное техническое решение. К тому же, кроме рампы, на первых опытных самолетах имелись грузовые открывавшиеся вбок створки. Не вдаваясь в подробности конструкции люка, отметим, что спустя два года, на испытания поступил Ан-72 с доработанной хвостовой частью (по типу Boeing YC-14) без подфюзеляжных килей и откидывающейся назад внешней крышкой грузового люка. В таком виде Харьковский авиационный завод выпустил первые серийные машины.
Появление Ан-72 на аэродромах не обошлось без эмоций. Многое повидавшие на своем веку авиаторы присвоили машине кличку "Чебурашка", за ее специфический "ушастый" вид.
Ан-72 с самого начала создавался для нужд военно-транспортной авиации, и его экономические характеристики оставляли желать лучшего. По этой причине и, несмотря на аэрофлотовскую символику на большинстве самолетов, он не нашел применения в гражданских авиакомпаниях. В 1979-м Ан-72 впервые продемонстрировали на авиасалоне в Париже, но и это мероприятие не способствовало расширению "географии" машины.
В то же время, на Ан-72 установлено свыше 20 мировых рекордов в разных весовых категориях. В частности, для самолетов с взлетным весом 25000-35000 кг экипаж М. Л. Попович в ноябре 1983-го поднял коммерческий груз 5000 кг на высоту 11380 м, а месяц спустя самолет поднялся на высоту 9000 м за 10 мин. 4,3 сек. Летчик С. А. Горбик в ноябре 1985-го пролетел замкнутый 2000-км маршрут со скоростью 681,68 км/ч.
В 1987-м взлетел первый серийный Ан-72, собранный на Харьковском авиационном заводе. Чуть позже там же освоили выпуск салонного варианта машины и построили патрульный Ан-72П.
Ан-72 считается довольно надежным самолетом, но бывают и исключения. Так, в октябре 1994-го потерпел аварию самолет авиации погранвойск. Вскоре после вылета из аэропорта Воркуты отказала гидросистема. Экипаж вынужден был прекратить выполнение задания. С трудом удалось выпустить шасси, но на посадку заходили без закрылков со скоростью около 290 км/ч. На пробеге, хотя и включили реверс тяги, машина выкатилась на грунт с последующим разрушением шасси, фюзеляжа и левой консоли крыла.
В 1992-м киевские авиастроители впервые продемонстрировали патрульный Ан-72П, предназначенный для полетов вдоль морских границ, перевозки солдат и раненых, десантирования парашютистов. Для воздушного патрулирования в экипаж машины дополнительно входят штурман и радист, для которых оборудованы отдельные рабочие места возле блистеров, необходимых для визуального контроля заданных районов.
Ан-72П укомплектован не только необходимым оборудованием, включая разнообразные радиостанции, всесуточную обзорную телевизионную систему, но и 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л, установленной в правом обтекателе перед основными опорами шасси, и блоками реактивных снарядов УБ-32М на подкрыльевых пилонах.
В грузовой кабине под потолком хвостовой части фюзеляжа подвешиваются до четырех бомб калибра до 100 кг, которые могут сбрасываться при откате задней створки грузолюка.
Обладая примерно такими же летными данными, как и серийные машины, Ан-72П способен находиться в воздухе около семи часов (с учетом аэронавигационного запаса на один час), летая на высоте 500-1000 м со скоростью 300-350 км/ч. А дальность машины с максимальной нагрузкой 5000 кг достигает 2800 км.
Первой большой модификацией самолета стал Ан-74, первоначально предназначавшийся для полярной авиации (СССР-780334), в том числе и для ведения ледовой разведки и транспортных перевозок на дрейфующие научные станции. Самым большим отличием машины от Ан-72 (не считая компоновки грузоотсека) стало крыло большей на 9,12 кв.м площади и возросшим с 7,45 до 10,29 удлинением. Впоследствии это крыло установили на серийные Ан-72.
Ан-74 взлетел в 1983-м, а в ноябре 1987-го состоялась экспедиция в Заполярье с участием Ан-74. Тогда экипаж ОКБ Антонова доставил на остров Средний стационарную радиостанцию. Спустя год, машина Ан-74 (№ 72003) с экипажем летчика-испытателя В. ?. Лысенко доставила первую антарктическую инспекцию во главе с А. ?. Чилингаровым на станцию Восток, расположенную на высоте 3488 м над уровнем моря, при этом довелось облететь почти весь южный континент.
В 1991-м уже летало четыре, правда еще опытных Ан-74, и в этом же году два из них участвовали в эвакуации дрейфующей станции Северный полюс-30.
Ан-74 родился накануне развала СССР, и самое большое, что к тому времени успели сделать, так это сертифицировать машину. В январе 1991-го принято решение о развертывании серийного производства Ан-74 в Омске. Предполагалось, что эта машина заменит на внутрисоюзных линиях Ан-12 и Ан-26. Но вскоре все изменилось, завод построил лишь несколько машин, а основной их выпуск начался в Харькове. Однако и там производство Ан-74 осуществляется в незначительных количествах. Достаточно сказать, что к весне 1998-го в российских авиакомпаниях, включая МЧС, эксплуатировалось лишь девять Ан-74, из которых больше всего (три Ан-74.200) находится в "ГазПромАвиа".
Как и на своем предшественнике, на Ан-74 не обошлось без мировых достижений. В частности, в одном полете весной 1987-го экипаж летчика В. А. Ткаченко установил в классе машин с полетным весом 35000-45000 кг сразу пять рекордов, подняв груз весом 15000 кг на высоту 10960 м. Максимальная же высота горизонтального полета, достигнутая этим же пилотом спустя два месяца, - 11210 м. В мае следующего года экипаж летчика Ю. Н. Котова пролетел по прямой 6341,973 км.
Одной из первых модификаций гражданской машины стал Ан-74Т грузоподъемностью 7500 кг. За ним последовали Ан-74Т-100, Ан-74Т-200, грузоподъемностью до 10000 кг, в том числе на рампе до 1000 кг. Самые последние варианты самолета - конвертируемые Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200, созданные в 1995-м. По мнению разработчика, они прекрасно вписываются в парк воздушных перевозчиков Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера - регионов, для которых характерно в одном направлении осуществлять доставку грузов, а в другом - пассажиров, или грузы и пассажиров одновременно. На Ан-74ТК-200, по сравнению с "соткой", экипаж состоит не из четырех, а из двух человек - командира воздушного судна и второго пилота.
На Ан-74 устанавливаются двигатели Д-36 серии ЗА, имеющие чрезвычайный и чрезвычайный промежуточный режимы, что в случае отказа одного из них обеспечивает набор высоты самолетом при полной коммерческой нагрузке.
Последней модификацией машины должен стать строящийся в Харькове Ан-74ТК-300. По сути дела, это признание экономической неэффективности всех созданных до этого вариантов, начиная с Ан-72 и невостребованность их главного качества - способности эксплуатироваться с ограниченных площадок. Перенос ТРДД под крыло и замена их на более мощные и экономичные Д-436Т1 взлетной тягой по 7600 кгс позволит поднять топливную эффективность машины и упростить ее эксплуатацию, особенно на стационарных аэродромах. При этом возрастут как скорость, так и дальность полета. Параллельно с Ан-74ТК-300 разрабатывается его удлиненный вариант Ан-174. Разрабатываются и другие варианты машины с учетом пожеланий заказчика.
Особое место в семействе Ан-72 занимает самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ан-71 , созданный в 1985-м. Основой авиационного комплекса является радиотехническое оборудование с когерентно-импульсной РЛС Bera-М, антенна которой размещена на вершине киля с отрицательной стреловидностью. Горизонтальное оперение при этом переместили на фюзеляж, грузовой люк "зашили".
Наблюдая за воздушным и надводным пространством, РЛС, благодаря цифровой системе селекции подвижных целей, позволяет одновременно обнаруживать до 400 объектов, сопровождать их и при необходимости наводить на них корабли и самолеты. С высоты 8000 м аппаратура самолета обнаруживает в радиусе 370 км цели, движущиеся на высотах от 100 до 30000 м во всех направлениях. На высоте 8000 м самолет может находиться до пяти часов, летая со скоростью 500-530 км/ч. Как и прежде, машина предназначена для эксплуатации как на грунтовых аэродромах, так и с искусственным покрытием.
Мощное радиотехническое оборудование и его широкая номенклатура, включая средства защиты экипажа (три человека - основной и три оператора) от электромагнитного излучения, значительно утяжелило машину. Это заставило вместо двух двигателей на Ан-72 разместить три: два маршевых Д-436К взлетной тягой по 7500 кгс на крыле и один разгонный РД-38А тягой 2900 кгс - под хвостовой частью фюзеляжа с воздухозаборником в одном из обтекателей шасси.
Объем задач, как военных так и гражданских, решаемых машиной, очень обширен, был бы заказчик. Но два построенных самолета так и остались без работы.
При разработке Ан-72 и его модификаций ОКБ Антонова выполнило все пожелания заказчика, но время оказалось сильнее всех оптимистических прогнозов по отношению к самолетам. И с каждым днем становится все меньше шансов, что наукоемкие разработки будут затребованы страной.
Основные данные самолета Ан-72 Опытный, с двигателями ... и взлетной мощностью ... (э.) л. с.
Размах крыльев - 25,83 метров и их общая площадь - 89,6 м2.
Длина самолета - 26,576 метров. (Высота самолета - 8,235 метров.)
Взлетный вес (максимальный) - 30500 кг.
Вес пустого самолета - ? кг. (Вес полезной нагрузки (максимальный) - 7500 кг.)
Вес топлива (максимальный) - ? кг.
Максимальная скорость (у земли) - ? км/ч (крейсерская скорость - 650...720 км/ч).
Вертикальная скорость (у земли) - ? м/с.
Время набора высоты - ? минуты.
Практический потолок - ? метров.
Максимальная дальность полета (с нагрузкой - 5000...10000 кг) - ? км (перегоночная - 3200 км).
Посадочная скорость - ? км/ч.
Разбег/Пробег - 1200 метров/? метров.
Экипаж - 4 чел.
Основные данные самолета Ан-72 Серийный, с двигателями ... и взлетной мощностью ... (э.) л. с.
Размах крыльев - 31,89 метров и их общая площадь - 98,78 м2.
Длина самолета - 28,068 метров. (Высота самолета - 8,65 метров.)
Взлетный вес (максимальный) - 31200 кг.
Вес пустого самолета - ? кг. (Вес полезной нагрузки (максимальный) - 7500 кг.)
Вес топлива (максимальный) - ? кг.
Максимальная скорость (у земли) - ? км/ч (крейсерская скорость - 550...600 км/ч).
Вертикальная скорость (у земли) - ? м/с.
Время набора высоты - ? минуты.
Практический потолок - 10700 метров.
Максимальная дальность полета (с нагрузкой - 5000...10000 кг) - ? км (перегоночная - 4320 км).
Посадочная скорость - ? км/ч.
Разбег/Пробег - 1800 метров/1400 метров.
Экипаж - 4 (5) чел.
Основные данные самолета Ан-74 Опытный, с двигателями ... и взлетной мощностью ... (э.) л. с.
Размах крыльев - 31,89 метров и их общая площадь - 98,78 м2.
Длина самолета - 28,068 метров. (Высота самолета - 8,65 метров.)
Взлетный вес (максимальный) - 34500 кг.
Вес пустого самолета - ? кг. (Вес полезной нагрузки (максимальный) - 5000 кг.)
Вес топлива (максимальный) - 13200 кг.
Максимальная скорость (у земли) - ? км/ч (крейсерская скорость - 540...560 км/ч).
Вертикальная скорость (у земли) - ? м/с.
Время набора высоты - ? минуты.
Практический потолок - 10500 метров.
Максимальная дальность полета (с нагрузкой - 5000...10000 кг) - 3300...? км (перегоночная - 4600 км / ДТБ + АНЗ (2 ч. полета)).
Посадочная скорость - ? км/ч.
Разбег/Пробег - 1800 метров/1400 метров.
Экипаж - 5 чел.
Основные данные самолета Ан-74 Серийный, с двигателями ... и взлетной мощностью ... (э.) л. с.
Размах крыльев - 31,89 метров и их общая площадь - 98,78 м2.
Длина самолета - 28,068 метров. (Высота самолета - 8,65 метров.)
Взлетный вес (максимальный) - 34800 кг.
Вес пустого самолета - ? кг. (Вес полезной нагрузки (максимальный) - 7500 кг.)
Вес топлива (максимальный) - 13200 кг.
Максимальная скорость (у земли) - ? км/ч (крейсерская скорость - 650...700 км/ч).
Вертикальная скорость (у земли) - ? м/с.
Время набора высоты - ? минуты.
Практический потолок - 11600 метров.
Максимальная дальность полета (с нагрузкой - 5000...10000 кг) - 2600...1750 км (перегоночная - 4300 км).
Посадочная скорость - ? км/ч.
Разбег/Пробег - 2150 метров/1400 метров.
Экипаж - 4 (5) чел.
Основные данные самолета Ан-74 Серийный, с двигателями ... и взлетной мощностью ... (э.) л. с.
Размах крыльев - 31,89 метров и их общая площадь - 98,78 м2.
Длина самолета - 28,068 метров. (Высота самолета - 8,65 метров.)
Взлетный вес (максимальный) - 36500 кг.
Вес пустого самолета - ? кг. (Вес полезной нагрузки (максимальный) - 10000 кг.)
Вес топлива (максимальный) - 13200 кг.
Максимальная скорость (у земли) - ? км/ч (крейсерская скорость - 650...700 км/ч).
Вертикальная скорость (у земли) - ? м/с.
Время набора высоты - ? минуты.
Практический потолок - 10800 метров.
Максимальная дальность полета (с нагрузкой - 5000...10000 кг) - 3300...800 км (перегоночная - 4500 км / АНЗ (45 мин. полета)).
Посадочная скорость - ? км/ч.
Разбег/Пробег - 2150 метров/1400 метров.
Экипаж - 2 (4) чел.

Просмотров: 128 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar