10:50
Як-1

Як-1
Первый опытный истребитель И-26 А. С. Яковлева стал прототипом для всех его последующих серийных машин. Первый полет И-26 состоялся 13 января 1940 г., в последующих полетах была достигнута максимальная скорость 586 км/ч. Однако 27 апреля 1940 г. произошла катастрофа, при этом погиб летчик-испытатель. Несмотря на это, в середине 1940 г. было принято решение запустить самолет в серийное производство, в декабре ему присвоили обозначение Як-1.
Самолет Як-1 с двигателем М-105П (затем с ВК-105ПФ) стал одним из самых легких истребителей тех лет, но вооружение его было достаточно мощным - одна пушка ШВАК и два пулемета ШКАС. Массовый выпуск его начался с 1941 г., в начальный период войны Як-1 по своим пилотажным и боевым качествам уже занимал заметное место среди наших новых фронтовых истребителей. В конце 1941 г. самолетами Як-1 были вооружены 4 из 11 истребительных авиаполков системы ПВО Москвы. Вот примеры успешного боевого применения Як-1.
20 марта 1942 г. юго-западнее города Гжатска (ныне город Гагарин Смоленской области) капитан И.А. Авеков прикрывал с воздуха на истребителе Як-1 позиции 201-й стрелковой дивизии. Вступив в бой с семью немецкими истребителями Bf 109, И.А. Авеков сбил один самолет, через несколько минут - второй. Во время воздушного боя был ранен в ногу и руку. Когда Як-1 загорелся, И.А. Авеков решил идти на таран. Сблизившись с «Мессершмиттом», ударил его крылом своего самолета и сбил. Произвел посадку в расположении своих войск.
Сержант А.Н. Агданцев 11 июля 1943 г. на Курской дуге в составе группы истребителей Як-1 вступил в бой с бомбардировщиками «Юнкере» Ju-87, сопровождаемыми истребителями Bf 109. В ходе боя он сбил 3 самолета противника. Израсходовав все боеприпасы, решил пойти на таран. Ударом правой плоскости по хвостовому оперению он сбил один из «Мессершмиттов».

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1943 г.
Схема маскирующей окраски самолетов истребительного типа

К альбому схем маскирующей окраски самолетов
1. Настоящий альбом разработан в соответствии с приказом НКАП СССР и ВВС Красной армии № 389/0133 от 3 июля 1943 г.
2. Верхние и боковые поверхности всех самолетов истребительного типа окрашиваются в два цвета: серо-голубой и темно-серый по единой схеме.
3. Верхние и боковые поверхности всех типов самолетов, кроме истребительного, окрашиваются в три цвета: зеленый, светло-коричневый и темно-серый.
4. Расположение. Цвет и размеры опознавательных знаков остаются прежними.
5. Нижние поверхности всех самолетов, как и прежде, окрашиваются в голубой цвет.
6. Переход от одного цвета к другому может быть резким, если краска будет наноситься кистями, или расплывчатым - при окраске пульверизаторами.
7. Окраске по настоящему альбому в авиачастях подлежат только самолеты, находящиеся в ремонте.
8. Окраску производить только поступающими в авиачасти стандартными красками следующих марок.

Для деревянных и полотняных обшивок
Зеленый цвет. . . . . . АМТ-4
Светло-коричневый цвет. . . АМТ-1
Темно-серый цвет. . . . . АМТ-12
Серо-голубой цвет. . . . . АМТ-11
Голубой цвет. . . . . . АМТ-7
Для металлических поверхностей
Зеленый цвет. . . . . . А-24М
Светло-коричневый цвет. . . А-21М
Темно-серый цвет. . . . . А-32М
Голубой цвет. . . . . . А-28М

Начальник маскировочной службы ВВС Красной армии инженер-подполковник Ясин 18 июля 1943 г.

В годы Великой Отечественной войны Як-1 неоднократно модифицировался. В 1943 г. были построены два опытных образца под обозначением Як-1М. Первый образец с двигателем ВК-105ПФ, одной пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС проходил заводские испытания с 28 февраля по 7 июня, госиспытания с 7 июня по 7 июля и вторично 21-23 июля 1943 г. Второй образец с двигателем ВК-105ПФ, одной опытной пушкой ША-20М и двумя синхронными пулеметами УБС проходил заводские испытания 20-30 сентября и госиспытания 6-15 октября 1943 г. Во время испытаний достиг максимальной скорости 651 км/ч, время виража 17 секунд, дальности до 900 км. По результатам испытаний Як-1М был рекомендован в массовое производство взамен Як-1. Як-1 применялся до конца войны, на этих самолетах летали французы из эскадрильи «Нормандия - Неман» и польские летчики из 1-й истребительной авиадивизии Войска польского. Общее количество построенных машин во всех вариантах составило 8721 экземпляр.
Характеристики Як-1: экипаж - 1 человек, силовая установка - 1 х М-105ПФ мощностью 1180 л. с., размах крыла - 10,0 м и его площадь - 17,15 м2, длина - 8,48 м, высота - 1,7 м, вес пустого - 2410 кг, взлетный вес - 2703 кг, максимальная скорость - 592 км/ч, дальность - 850 км, скороподъемность - 926 м/мин, практический потолок - 10 000 м, вооружение - 1 пушка ШВАК калибра 20 мм, 2 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и 200 кг бомб.

Михаил Егорович Козырев, Вячеслав Михайлович Козырев - Авиация Красной армии

Категория: Авиация Красной армии | Просмотров: 352 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar