15:35
5. Летающие авианосцы

5. СОСТАВНЫЕ САМОЛЕТЫ
Идея создания воздушных авианосцев возникла еще в годы Первой мировой войны, когда в Германии начались эксперименты с истребителями, носимыми огромными воздушными кораблями - дирижаблями. Применение истребителей должно было решить проблемы своевременного обнаружения вражеских самолетов и обороны «Цеппелинов» от их атак, а также обеспечить оперативную связь дирижабля со своим командованием во время выполнения боевого задания.
После Первой мировой войны подобные эксперименты проводились в Англии с дирижаблем R.33 и самолетами DH.53 Hummingbird и F. 1 Camel. Аналогичные работы велись в США: в 1924 г. с отработкой пристыковки связного самолета Sperry к специальной трапеции под дирижаблем ТС-3, а в 1929 г. с самолетом фирмы Vought и дирижаблем Los Angeles.
В 1933 г. в состав Тихоокеанского флота США вошли два дирижабля Akron и Macon, построенные по программе Skyhook. Каждый из них мог нести по четыре самолета Curtiss F9C, самолеты располагались в специальном ангаре под корпусом дирижабля. В 1934 г. воздушный корабль Akron потерпел крушение во время шторма, погибло 76 человек, включая руководителя Бюро аэронавтики ВМФ США контр-адмирала Уильяма Моффетта. Программа Skyhook была прекращена 12 февраля 1935 г., когда Macon потерпел катастрофу вблизи берегов Калифорнии, при этом погибли два члена его экипажа и четыре пилота самолетов F9C.
В Советском Союзе идея создания воздушных авианосцев была реализована с использованием самолетов-бомбардиров-щиков, эти работы в рамках проекта «Звено» впервые в мире выполнил Владимир Сергеевич Вахмистров в начале 30-х гг. B.C. Вахмистров в годы Гражданской войны воевал в составе ВВС РККА, в 1930 г. окончил Академию воздушного флота, работал в НИИ ВВС с летающими мишенями. Именно он ввел понятие о составном самолете как о комбинации нескольких самолетов, сцепленных жестко (не на буксире) и летающих совместно в целях:
- доставки самолетов-истребителей на расстояния, превышающие радиус их действия, за счет топлива самолета с большой дальностью полета;
- увеличения дальности сопровождения тяжелого самолета истребителями, базирующимися на нем, взлетающими с него и садящимися на него;
- использования истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для точного прицельного бомбометания такими крупными бомбами, которые истребитель при самостоятельном взлете поднять не может;
- облегчения взлета перегруженного самолета при помощи вспомогательного самолета.
Положительные результаты работ по «Звеньям» B.C. Вахмистрова в довоенные годы, а также их боевого применения в первые месяцы войны стали причиной начала аналогичных работ в Германии. На фирме «Мессершмитт» в 1942 г. велись разработки истребителя Me 328, который в совместном полете должен был лететь на спине носителя Не 177 или Me 264. В функции истребителя сопровождения Me 328 после отцепки должен был охранять бомбардировщик-носитель от атак истребителей противника, после выполнения боевого задания вернуться на свой аэродром и осуществить посадку на выдвижную лыжу. В качестве истребителя-бомбардировщика Me 328 отцеплялся от носителя недалеко от зоны противника, проникал в нее на малой высоте и атаковал бомбой наземную цель или корабль, после чего возвращался на свой аэродром. Помимо вариантов раздельного выполнения функций также рассматривался вариант комбинированного боевого применения: вначале Me 328 выполняет задачи легкого бомбардировщика, затем возвращается на самолет-носитель, дозаправляется топливом и выполняет функции истребителя охранения. Но программа Me 328 была прекращена в 1944 г., ни одна машина Me 328В-0 из заказанной предсерийной партии не была построена.
Немецкая фирма «Даймлер-Бенц» разработала в конце 1944 - начале 1945 г. два варианта проекта составного самолета. Первый вариант проекта - самолет DB Р.А представлял собой связку из самолета-носителя Schnellbombertrager и одноразового бомбардировщика. Самолет-носитель (Р.А I) имел прямое крыло, на котором располагались четыре турбовинтовых двигателя HeS 021. Неубираемое высокое двухстоечное шасси имело на каждой стойке по три расположенных друг за другом колеса, закрытых обтекателями.
Под фюзеляжем между стойками шасси самолета-носителя подвешивался бомбардировщик (Р.А II) с мотыльковым хвостовым оперением и двумя ТРД BMW 018 под стреловидным крылом. Бомбардировщик не имел шасси, в бомбоотсеке размещалось до 30 000 кг бомб, экипаж из 3 или 4 человек располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Предполагалось, что после отцепки от носителя бомбардировщик продолжит полет самостоятельно. После выполнения задания бомбардировщик ложился на обратный курс и летел до полной выработки топлива. Экипаж на парашютах должен был покидать машину над морем и подбираться специальными спасательными подразделениями люфтваффе.
Второй вариант проекта обозначался DB Р.В. Самолет-носитель Р.В I имел двухбалочное хвостовое оперение, силовая установка состояла из шести поршневых двигателей DB 603G: четыре двигателя приводили во вращение тянущие винты, а два двигателя, располагавшиеся соосно с крайними двигателями, - толкающие винты. Конструкция бомбардировщика Р.В II также была несколько изменена: установлено разнесенное хвостовое оперение, а сверху фюзеляжа был установлен один ТРД DBS 06 тягой 12 930 кг. Два члена экипажа размещались в гермокабине в носовой части фюзеляжа. До конца войны варианты проекта DB Р.А и DB Р. В не были реализованы.
«Звено»
В 1931 г. B.C. Вахмистров разработал проект применения ТБ-1 в качестве авианосца, несущего на своем крыле два истребителя И-4. Такой составной самолет получил наименование «Звено-1». Для использования в составе «Звена» бомбардировщик ТБ-1 доработали, усилив шасси и установив на крыло стержневые пирамиды, к каждой из которых в трех точках крепился истребитель. На земле истребители И-4 закатывались на крыло по деревянным пандусам. Взлет и полет «Звена» происходил при одновременной работе двигателей носителя и истребителей, во время совместного полета истребители питались горючим из баков носителя. Использование «Звена» позволяло увеличить радиус действия истребителей вдвое и использовать их в качестве пикирующих бомбардировщиков, так как истребители могли нести бомбы такого калибра, который им был не под силу при самостоятельном взлете. Кроме того, носимые истребители должны были обеспечивать бомбардировщикам защиту от истребителей противника.
Первый полет «Звена-1» состоялся 3 декабря 1931 г., взлетный вес системы составлял 8180 кг. ТБ-1 пилотировал А.И. Залевский, а истребители - В.П. Чкалов и А.Ф. Анисимов. Отцепление И-4 происходило на высоте 1000 м при скорости 160 км/ч. После окончания испытаний B.C. Вахмистров и все три пилота были награждены орденами Красной Звезды.
В сентябре 1933 г. появилась следующая модификация «Звено-1а» - бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-5 на крыле, а в августе 1934 г. - «Звено-2» - бомбардировщик ТБ-3 с тремя истребителями И-5 на крыле. Во время испытаний этих вариантов «Звеньев» были опробованы различные конструктивные решения крепления истребителей. Техника стыковки и отделения была отработана достаточно четко и осложнений не вызывала. Однако бывали случаи, когда истребитель повреждал винтом или колесами гофр обшивки крыла носителя. Был еще один существенный недостаток: закатывание истребителей на крыло носителя представляло собой трудоемкую операцию (особенно тяжело приходилось с центральным истребителем).
Поэтому B.C. Вахмистров модифицирует саму концепцию составного самолета, предложив подвешивать истребители под крылом носителя и опробовав методику подцепления истребителей в воздухе. В результате появились следующие модификации составных самолетов: «Звено-З» - ТБ-3 + два И-Z под крылом, «Звено-5» - ТБ-3 + И-Z под фюзеляжем с подцеплением в воздухе (март 1935 г.), «Звено-6» - ТБ-3 + два И-16 под крылом (август 1935 г.), «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) - ТБ-3 + два И-16 под крылом (июль 1937 г.) и «Звено-7» - ТБ-3 + три И-16 с подцеплением в воздухе (ноябрь 1939 г.).
В связи с работами по «Звену» B.C. Вахмистровым был спроектирован в 1934-1935 гг. истребитель-перехватчик И-Зе с посадочной лыжей, приспособленный для полета под крылом носителя с отцеплением от него в полете и обратным подцеплением, а также и для посадки на землю. Самолет имел размах крыла 7,75 м и его площадь 10 м2, полетный вес 1910 кг, расчетную скорость 518 км/ч, которая обеспечивалась двигателем «Гном-Рон» мощностью 850 л. с. Постройка самолета была прекращена в 1936 г.
В ноябре 1935 г. испытывался комбинированный вариант под названием «Звено-Авиаматка» - ТБ-3 + два И-16 под крылом + два И-5 на крыле + И-Z под фюзеляжем с подцеплением в полете. Этот составной самолет предполагалось использовать как средство ПВО. По проекту B.C. Вахмистрова «Звено-Авиаматка» поднималось в воздух и барражировало над охраняемым объектом. При появлении вражеских самолетов истребители, закрепленные на носителе, отсоединялись и были готовы отразить нападение. Время их приведения в боевую готовность было во много раз меньше, чем при взлете с аэродрома, а «Звено» могло находиться в воздухе над объектом гораздо дольше, чем истребительный патруль.
«Звено-СПБ» летом 1938 г. успешно прошло испытания. За принятие системы на вооружение высказался, в частности, маршал К.Е. Ворошилов. В октябре вышло постановление Наркомата обороны СССР о принятии «Звена-СПБ» на вооружение ВВС РККА и авиации ВМФ. Этим же постановлением Наркомат оборонной промышленности обязывался к 1 февраля 1939 г. подготовить для этих целей 40 самолетов ТБ-3 АМ-34РН (20 самолетов для ВВС РККА и 20 самолетов для морской авиации) и 80 самолетов И-16 (40 для ВВС РККА и 40 для морской авиации).
Однако работа по внедрению уже испытанной системы «Звено-СПБ» в течение всего 1939 г. так и не сдвинулась с места. Более того, первоначальный заказ на 40 носителей был уменьшен до 12 экземпляров, да и это количество авиазаводы, заваленные огромным планом по выпуску самолетов, отказывались выполнять. В июне 1940 г. начались испытания головной серийной системы с истребителями И-16 тип 24 с двигателями М-63. Всего оборудовали пять комплектов «Звено-СПБ», которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи 32-го истребительного авиаполка 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота (место базирования - Евпатория). До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения, основными целями при этом были военные корабли. В январе 1941 г. командование флота, однако, охладело к этому необычному соединению, называемому здесь по имени командира эскадрильи «цирк Шубикова», и приказало демонтировать системы. Вернулись к ним только летом 1941 г., когда война была уже в разгаре.
С началом войны авиация Черноморского флота неоднократно наносила бомбовые удары по территории Румынии, одновременно с Германией, напавшей на Советский Союз. Основными целями являлись восемь крупных нефтеперерабатывающих заводов в окрестностях города Плоешти, которые покрывали более чем на треть топливные потребности люфтваффе и бронетанковых корпусов вермахта, а также железнодорожный мост через реку Дунай близ станции Чернаводы, в 60 км западнее Констанцы, под нижним настилом которого проходил нефтепровод Плоешти - Констанца.
Неоднократные попытки 63-й бомбардировочной бригады Черноморского флота, использующей бомбардировщики СБ и ДБ-3, разрушить мост успеха не имели. Было решено срочно восстановить системы B.C. Вахмистрова для последующего боевого использования. После того как 22 июля последовал приказ из Москвы о боевом применении, под руководством B.C. Вахмистрова были восстановлены три «Звена».
26 июля состоялся первый боевой вылет. Первый удар предполагалось нанести по портовым сооружениям Констанцы. Средь бела дня пара ТБ-3 подошла к румынскому берегу и на удалении 40 км отцепила четверку истребителей И-16, вооруженных двумя бомбами ФАБ-250 каждый. Отбомбившись по нефтеперегонному заводу, четверка И-16 благополучно покинула место удара и на повышенной скорости ушла в Одессу, а после дозаправки перелетела в Евпаторию.
Для нанесения удара по Чернаводскому мосту подготовили уже три комплекта «Звеньев», вылет их состоялся 10 августа в 3 часа ночи. По причине неисправности одно «Звено» вернулось на базу с середины пути, оставшиеся два «Звена» продолжали лететь к цели. В 15 км от берега истребители И-16 отцепились от носителей, после чего они с пикирования отбомбились по цели и в 6:40 утра совершили посадку на одесском аэродроме. 13 августа налет на мост повторили, на этот раз шестью пикировщиками. Все было как в предыдущем вылете, только время старта сместилось на полчаса. Атака состоялась в 5:50, пилоты отметили пять прямых попаданий, была полностью разрушена одна ферма моста. На обратном пути шестерка отштурмовала вражескую пехоту в районе Сулина, а в 7:05 приземлилась в Одессе. Далее последовала дозаправка горючим и перелет в Евпаторию.
Достигнутый успех возобновил интерес руководства ВМФ к системе «Звено-СПБ», количество их довели до пяти комплектов, однако дальнейшее переоборудование было ограничено недостаточным количеством самолетов ТБ-3 с двигателями М-34РН. Из имевшихся на флоте двенадцати таких машин пять были переоборудованы, а оставшиеся семь были оставлены для выполнения транспортных операций. 16 августа командующий Военно-морским флотом адмирал Кузнецов обратился к Сталину с просьбой о получении 10 таких бомбардировщиков от ВВС Красной армии. Однако потери этих тихоходных гигантов в первые месяцы войны были столь велики, что ТБ-3 так и не выделили.
17 августа шесть истребителей И-16, отцепившись от своих носителей, удачно разбомбили плавучий док в Констанце. В конце месяца пикировщики были использованы для уничтожения переправ через Днепр с целью сдерживания немецкого наступления. 28 августа два «Звена» взлетели с евпаторийского аэродрома и взяли курс в район Запорожья. На рассвете, в 30 км от города, истребители И-16 произвели отцепку. Налет был внезапным и точным, вся четверка без потерь ушла. 8 сентября «Звено-СПБ» во взаимодействии с истребителями охранения Як-1 разрушили переправу в районе Берислава, не обошлось без потерь - не вернулись один Як-1 и один И-16.
Последующие боевые действия «подвесок» проходили в условиях все более ухудшающейся для советской стороны боевой обстановки, поэтому их дальнейшее применение стало эпизодическим. Операции с использованием «Звена-СПБ» продолжались до осени 1942 г., но затем прекратились из-за большой уязвимости носителей ТБ-3. Всего было произведено более тридцати боевых вылетов, которые по своей высокой эффективности стали одними из наиболее удачных военных акций советской авиации.
В.С. Вахмистров предложил разработать новый вариант «Звена», в котором носителем выступал бы тяжелый бомбардировщик ТБ-7, а под крылом его размещались истребители ЛаГГ-3 или МиГ-3. Максимальный полетный вес всей системы (ТБ-7 + 2 истребителя с двумя ФАБ-250 каждый) не превышал 33 500 кг. Максимальная скорость 405-420 км/ч достигалась на высоте 6000 м при работе всех шести двигателей на номинальном режиме, дальность полета могла составить 1320-1450 км, а его продолжительность - 4,5-5 ч. При отцепке истребителей на середине пути боевой радиус «Звена» достигал 850-950 км. Однако в начале 1942 г. бомбардировщик ТБ-7 был снят с производства.
B.C. Вахмистров разработал дальнейшие варианты «Звена», у которых в качестве носителей предполагалось использовать летающую лодку ГСТ и опытную тяжелую летающую лодку МТБ-2 (АНТ-44), а в качестве подвесных истребителей - И-15бис, И-16, И-180, ЛаГГ-3, МиГ-3. Однако к тому времени массовое производство бомбардировщиков Пе-2 отчасти сняло проблему поражения малоразмерных целей с пикирования, поэтому от дальнейшего использования составных самолетов советские ВВС отказались.
Характеристики «Звено-СПБ»: экипаж - 8 человек, силовая установка - 4 х М-34ФРН мощностью по 900 л. с., размах крыла - 41,8 м, длина - 24,4 м, взлетный вес - 22 000 кг, максимальная скорость - 268 км/ч, дальность - 700 км, вооружение - 2 пулемета калибра 7,62 мм и 1000 кг бомб.
МПИ
В 1936 г. в КБ-21 3-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности под руководством Г.С. Васильева разработали проект подвесного гидросамолета ИС - «Альфа» МПИ (морской подвесной истребитель). Особенностью МПИ был втягивавшийся на подвижной ферме в фюзеляж поплавок. С убранным поплавком истребитель подвешивался под самолетом-носителем (ТБ-3, ДБ-3 или ТБ-7), после доставки в заданный район отцеплялся и выполнял задание, после чего возвращался на базу и совершал посадку на воду. Однако проект не реализовывался.
МП (ЛТДД)
К лету 1939 г. Н.Г. Михельсон разработал подвесной торпедоносец-мотопланер, этот аппарат получил обозначение МП (морской подвесной) или ЛТДД (летающая торпеда дальнего действия). МП представлял собой летающую лодку-моноплан с двигателем М-100 в 750 л. с., установленным на специальной отклоняющейся мотораме для сокращения длины разбега при взлете аппарата с воды после атаки цели.
29 июля 1939 г. проект рассмотрели и начали постройку опытного образца на заводе № 23. После ареста Н.Г. Михельсона этим проектом руководил В.В. Никитин, но работы продвигались очень медленно. Самолет был готов на 50 %, но 23 июля 1940 г. на основании приказа наркома ВМФ все работы по МП прекратили, а недостроенный опытный образец уничтожили.

Михаил Егорович Козырев, Вячеслав Михайлович Козырев - Авиация Красной армии

Категория: Авиация Красной армии | Просмотров: 117 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar