05:30
И-16

И-16
В 1933 г. под руководством Н.Н. Поликарпова был разработан проект истребителя-моноплана ЦКБ-12. Испытания опытного образца истребителя, получившего обозначение И-16, проводил летчик-испытатель В.П. Чкалов.
Серийный выпуск самолетов И-16 с двигателем М-22 начался в 1934 г., максимальная скорость этих машин не превышала 360 км/ч. Но в процессе производства шло непрерывное совершенствование конструкции истребителя. Поэтому, например, машины выпуска 1939 г., оснащенные двигателем М-62, развивали максимальную скорость до 490 км/ч и имели достаточно мощное вооружение из двух пушек и двух пулеметов.
К концу 1936 г. в составе авиации испанских республиканцев было 62 истребителя И-16 тип 5, первоначально на них летали только советские летчики, успешно действуя против самолетов франкистов. Один из наших асов, Сергей Иванович Грицевец (1909-1939), летавший на И-16, по официальным данным, одержал 30 личных побед и 7 побед в группе, в феврале 1939 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. С мая 1937 г. на этих истребителях стали летать испанцы и летчики-интернационалисты из других стран, например упоминавшиеся выше американцы Ф. Тинкер и А. Баумлер.
В течение 1937 г. первые истребители И-16 тип 5 начали поступать в Китай в состав 4-й истребительной группы. Вскоре к ним присоединились истребители И-16 тип 6.
И-16 более поздних модификаций приняли участие в боевых действиях против японцев в районе Халхин-Гола. Сюда 29 мая 1939 г. прибыла группа из 48 опытных пилотов под командованием заместителя начальника ВВС РККА Якова Владимировича Смушкевича (1902-1941). В составе этой группы было много Героев Советского Союза, имевших боевой опыт в небе Испании и Китая, среди них был и С.И. Грицевец. Основной задачей группы являлось завоевание превосходства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Под Халхин-Голом С.И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях против японских самолетов. 26 июня во время воздушного боя С.И. Грицевец посадил свой И-16 недалеко от самолета своего командира части, майора В. Забалуева, упавшего из-за поломки двигателя глубоко на вражеской территории. Забрав своего командира, С.И. Грицевец вывез его в расположение своей части. За спасение своего командира от плена и другие героические поступки 29 августа 1939 г. майору С.И. Грицевцу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Вместе с Г.П. Кравченко он стал первым из дважды Героев Советского Союза. За все время воздушных боев на Халхин-Голе (июнь - август 1939 г.) С.И. Грицевец сбил лично 11 самолетов.
Истребители И-16 участвовали в 1939-1940 гг. в советско-финляндской войне и в первом периоде Великой Отечественной войны. Так, например, в первый же день Великой Отечественной войны летчик И.А. Авеков на своем И-16 сбил два немецких истребителя «Мессершмитт» Bf 109, а 28 августа 1941 г. в районе города Конотопа сбил два бомбардировщика «Хейнкель» Не 111.
И-16 применялись в составе СПБ (составного пикирующего бомбардировщика - самолета-носителя ТБ-3 и двух И-16, которые подвешивались под крылом носителя), эта связка уничтожила в 1941 г. Чернаводский мост (Румыния) через Дунай. Всего было выпущено 8194 самолета И-16 различных типов, к началу Великой Отечественной войны они составляли почти половину всего истребительного состава авиации РККА, оставались в строю до 1944 г.
Характеристики И-16: экипаж - 1 человек, силовая установка - 1 х М-63 мощностью 1100 л. с., размах крыла - 9,0 м и его площадь - 14,54 м2, вес пустого - 1500 кг, взлетный вес - 1941 кг, максимальная скорость - 463 км/ч, дальность - 700 км, практический потолок - 9700 м, вооружение - 2 пушки ШВАК калибра 20 мм и 2 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм или 4 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и 1 пулемет БС калибра 12,7 мм, 6 НУРС РС-82 и 200 кг бомб.
Характеристики Bf 109G-2 (для сравнения): экипаж - 1 человек, силовая установка - 1 х DB 605А-1 мощностью 1475 л. с., размах крыла - 9,9 м и его площадь - 16,2 м2, длина самолета - 8,85 м, высота - 2,5 м, вес пустого - 2255 кг, максимальный взлетный вес - 3200 кг, максимальная скорость - 635 км/ч, практический потолок - 12 000 м, дальность - 545 км, вооружение - 2 пулемета MG 17 калибра 7,92 мм и 1 пушка MG 151 калибра 20 мм.

Михаил Егорович Козырев, Вячеслав Михайлович Козырев - Авиация Красной армии

Категория: Авиация Красной армии | Просмотров: 482 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar