05:10
P-5/P-Z

P-5/P-Z
В 1928 г. под руководством Н.Н. Поликарпова был разведчик и легкий бомбардировщик Р-5. Самолет, выполненный по схеме биплан, оснащался двигателем М-17, в варианте бомбардировщика мог нести до 500 кг бомб на держателях под крылом и фюзеляжем самолета.
В 1929 г. самолет успешно прошел испытания и был рекомендован в серийное производство. В 1930 г. на международном конкурсе самолетов-разведчиков, проводившемся в Тегеране, Р-5 занял первое место. Серийное производство самолета закончилось в 1935 г., за это время выпущено около 5000 самолетов Р-5 в различных вариантах, в том числе торпедоносца (Р-5Т) и штурмовика с 10 пулеметами (Р-5Ш).
В 1932 г. на вооружение ВВС приняли систему Г-9 П.И. Гроховского, разработанную для самолета Р-5: два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями самолета. Каждый мотоцикл был заключен в специальную раму и снабжен двумя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за другим.
Для Р-5 П.И. Гроховским были также разработаны кассеты Г-61 для перевозки десанта под нижним крылом. Каждая из кассет с целлулоидными прозрачными носками имела несколько отсеков, в которых лежа размещались десантники. Количество отсеков менялось в зависимости от модификации кассеты. Кроме переброски десантников, кассеты могли использоваться для транспортировки раненых (для этого сконструировали специальные носилки), постановки в воздухе парашютно-тросовой завесы для борьбы с самолетами противника, перевозки различных военных и гражданских грузов и разбрасывания листовок. В зависимости от конкретной цели конструкция кассет могла изменяться, и Гроховский разработал несколько модификаций Г-61.
Один из первых вариантов кассеты имел только четыре отсека, каждый из которых предназначался для одного человека или 80 кг груза. Конструкция кассет позволяла летчику-наблюдателю десантировать грузы на парашютах при помощи обычного бомбосбрасывателя, точно так же и парашютисты могли покидать машину. 8 декабря 1936 г. П.И. Гроховский сам испытал в полете самолет с вариантом кассет, в которых находилось 14 человек. При этом полная загрузка самолета с учетом пилота и пассажира во второй кабине и 250 кг горючего (неполная заправка) составила 1650 кг.
В конце августа - начале сентября 1937 г. для участия в поисках пропавшего самолета ДБ-А, совершавшего перелет из Москвы в Америку через Северный полюс, были подготовлены два самолета П-5 (гражданский вариант Р-5) с кассетами Г-61, эти самолеты получили обозначение ПГ-61. Подробностей об их участии в поисковой экспедиции нет, но известно, что один из ПГ-61 еще в начале 1941 г. эксплуатировался в составе полярной авиации.
В 1935 г. появился модернизированный вариант самолета под названием P-Z (Р-зет), оснащенный более мощным двигателем АМ-34Н. В 1936-1937 гг. было выпущено 1100 машин P-Z. На специально подготовленном самолете P-Z летчик В.В. Шевченко в мае 1937 г. достиг рекордной высоты для самолетов такого класса - 11 100 м.
Самолеты P-Z хорошо проявили себя в воздушных боях в Испании, куда их поставили в количестве 62 экземпляров, а также в боях с японцами на Дальнем Востоке в 1939 г. В первый период Великой Отечественной войны они состояли на вооружении полков легких бомбардировщиков, а также до замены штурмовиками Ил-2 использовались для непосредственной поддержки войск.
Характеристики Р-5: экипаж - 2 человека, силовая установка - 1 х М-17 мощностью 680 л. с., размах верхнего крыла - 15,5 м и площадь крыльев - 50,5 м2, длина - 10,56 м, высота - 3,75 м, вес пустого - 2197 кг, взлетный вес - 3247 кг, максимальная скорость - 228 км/ч, дальность - 800 км, скороподъемность - 295 м/мин, практический потолок - 6400 м, вооружение - 1 пулемет ПВ-1 калибра 7,62 мм, 2 пулемета ДА калибра 7,62 мм и 400 кг бомб.
Характеристики P-Z: экипаж - 2 человека, силовая установка - 1 х М-34Н мощностью 850 л. с., размах верхнего крыла - 15,52 м и площадь крыльев - 45,52 м2, длина - 9,72 м, высота - 3,6 м, вес пустого - 2230 кг, взлетный вес - 3150 кг, максимальная скорость - 316 км/ч, дальность - 1000 км, скороподъемность - 425 м/мин, практический потолок - 8700 м, вооружение - 3 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм и 400 кг бомб.

Михаил Егорович Козырев, Вячеслав Михайлович Козырев - Авиация Красной армии

Категория: Авиация Красной армии | Просмотров: 277 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar